Ценники на все виды реализуемых товаров должны заверяться подписью материально-ответственного или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по оформлению цен. Все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.
Все вышеперечисленные реквизиты единого порядка оформления ценников могут быть по необходимости дополнены органами исполнительной власти с учетом местных условий отдельными реквизитами. Общеустановленные правила оформления ценников систематизируют информацию о товаре для покупателя и способствуют более полному его осведомлению.
Но наравне с обязательными реквизитами информированностью обладают и дополнительные элементы оформления ценников, к ним можно отнести: цвет, шрифт и форму.
На непродовольственные товары:
– наименование, сорт (для имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;
– для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) – наименование и цену.
Цвет
Применение цвета – это возможное цветовое исполнение ценника из различного материала (бумага, картон, пластматериалы и др.).
Много лет учеными изучается проблема влияния цвета на восприятие товара покупателем, и одним из аспектов привлечения внимания покупателя является цвет ценника. Так, исследования Российского института цвета позволяют выделить особое психологическое воздействие цвета на человека. Это воздействие проявляется в формировании определенных ассоциаций у человека:
Предлагаемые для выполнения ценников цвета способствуют формированию привлекательности у покупателя, поэтому выбор цвета должен традиционно соответствовать предлагаемому товару. Так, специфика товаров лучше подчеркивается следующими цветами: молочные товары – зеленый; продукты моря – голубой; предметы из керамики – коричневый; непродовольственные товары – оранжевый, ярко-синий, красный.
Шрифт
Шрифт должен привлечь внимание покупателя и помочь ему сосредоточиться на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы.
По результатам исследований установлено, что различные типы шрифта не оказывают явного влияния на читаемость, но наиболее часто используемые шрифты (курсив и прописной) также вызывают у покупателя ассоциации.
Каждый рисунок шрифта придаёт тексту своеобразную эмоциональную окраску. При выборе шрифта следует помнить, что он должен соответствовать рекламируемым товарам. Жирные тяжёлые шрифты уместно применять для ценников стиральных машин, холодильников, электропылесосов, а лёгкие – для рекламы парфюмерных, ювелирных изделий, шёлковых тканей, кружев и т.п.
Большую роль в восприятии текста играет сочетание основного цвета фона ценника и шрифта. Цвет шрифта и фона всегда должны быть контрастными – чем резче выделяется шрифт на фоне, тем он легче читается и воспринимается.
Форма
Простые геометрические формы ценников быстрее воспринимаются покупателем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. Форма ценника не должна препятствовать полноценному заполнению его текстом, вынуждая делать сокращения, ставить массу знаков переноса строки. Стоит также помнить, что ценник квадратной или прямоугольной формы существенно дешевле любой другой.
Рассмотренные обязательные и дополнительные элементы оформления ценника являются носителями индивидуальности товара и содержат информацию для покупателя о предлагаемом товаре.
В своем выборе формата ценников необходимо соблюсти обязательные условия:
- информация на ценнике должна быть четкой и хорошо видна покупателю;
- группы однородных товаров должны иметь единый формат ценников;
- цветовой фон ценника должен сочетаться с выбранным шрифтом и его размером.
О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ЦЕННИКОВ
ПИСЬМО от 13 марта 1995 г. N 1-304/32-2
В Комитет Российской Федерации по торговле поступают многочисленные запросы о порядке оформления ценников на реализуемые предприятиями торговли товары, так как местные контролирующие органы предъявляют различные требования к их оформлению.
В связи с этим Роскомторг разъясняет, что Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденными Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995, предусмотрено обязательное наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары. Одновременно с этим предоставлено право органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга вносить при необходимости с учетом местных условий отдельные дополнения, согласованные с соответствующими органами, в вышеуказанные Правила.
В целях обеспечения единого порядка оформления ценников на реализуемые предприятиями торговли товары Роскомторг рекомендует указывать в них следующие реквизиты:
на продовольственные товары:
- для весовых товаров — наименование, сорт (для имеющих сортность), цену за килограмм или сто граммов;
- для товаров, продаваемых в розлив, — наименование, цену за единицу емкости или отвеса;
- для штучных и напитков, расфасованных предприятиями — изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т.п., — наименование товара, емкость или вес, цену за фасовку.
Что касается товаров, расфасованных непосредственно в предприятиях торговли, наименование, вес и цена за фасовку должны быть указаны во вкладыше или на упаковке.
на непродовольственные товары:
- наименование, сорт (для имеющих сортность), цену за килограмм, литр или штуку;
- для мелких штучных (парфюмерия, галантерея и т.п.) — наименование и цену.
При этом следует иметь в виду, что особенности реквизитов, необходимых в ценниках на реализуемые населению меховые товары, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, алкогольные напитки и пиво, предусмотрены в соответствующих Правилах продажи
- меховых товаров;
- изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- розничной торговли алкогольными напитками и пивом на территории Российской Федерации.
Ценники на все виды реализуемых товаров должны быть заверены подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен.
Все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.
Заместитель
Председателя Комитета РФ по торговле
Н.А.ЛУПЕЙ
Выбор цвета ценника важен для привлечения покупателей.