Товарный знак — это отличительное обозначение продукта. Это позволяет производителям выделять себя на рынке и избежать путаницы с другими брендами.
Законодательство о товарном знаке
О товарном знаке есть статья 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Например, есть две упаковки хлопьев, на каждой из которых напечатан товарный знак производителя. Покупатель запомнит, какая марка хлопьев вкуснее, и в следующий раз сможет найти ее в супермаркете. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет. Он может быть продлен на неопределенный срок, но только путем перерегистрации.
Товарные знаки регистрируются для определенных классов товаров или услуг в рамках Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Если у вас обширный ассортимент продукции, вам придется регистрировать товарный знак в каждом классе: например, отдельно для чая, макарон, шоколада (класс 30) и отдельно для мяса, молочных продуктов, консервированных овощей (класс 29).
Зарегистрируйте товарный знак и используйте его бессрочно в каждой стране, в которой вы планируете работать. Если торговая марка не используется непрерывно в течение 3 лет, ее права будут аннулированы досрочно.
Еще статьи ГК РФ о товарном знаке:
Статья 1478 Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации П. 1
Статья 1486 Гражданского кодекса Российской Федерации
Каким может быть товарный знак
- Вербальный — только имя. Например, The Coca-Cola Company или Panasonic Corporation.
- Визуальные средства — логотипы Adidas, Chanel и Apple.
- Объем — оригинальная упаковка, форма товара.
- Сочетайте вместе — например, слова и изображения, формы логотипов и упаковки и т.д. К ним относится товарный знак косметики для волос Wella, который состоит из схематичного изображения женщины и названия бренда. Это наиболее правдоподобный тип товарного знака.
- Звук — в качестве музыкальной заставки для радиостанции «Маяк» (презентация песни «Подмосковные вечера»)
- Чувство обоняния — самая редкая категория. Например, один австралийский спа-салон зарегистрировал в качестве торговой марки аромат лемонграсса.
Что не может быть товарным знаком
- Национальные символы и эмблемы (национальные флаги и т.д.).
- Названия международных и межправительственных организаций, их символы и логотипы (Организация Объединенных Наций)
- Общепринятые символы и названия (например, Красный Крест).
- Элементы общего торгового наименования (Оренбургский платок из перьев)
- Вводящая в заблуждение потребителей информация (например, нельзя регистрировать товарный знак «Российское агентство недвижимости», поскольку потенциальные клиенты могут подумать, что организация является государственным учреждением).
- Обозначения, сходные с уже зарегистрированными торговыми марками (нельзя называть бренд «Аленка», потому что уже существует «Аленка»).
Проверка на плагиат
Чтобы избежать отказа в регистрации, вы можете проверить, не является ли ваш знак сходным до степени смешения с другим знаком. Это можно сделать с помощью платной базы данных Федерального института промышленной собственности или других сервисов, предоставляющих доступ к данным ФИПС. Например, онлайн-патенты.
Баллы проверяются на три типа сходства
- Живописный (визуально похожий на другой).
- Фонетические символы (на слух).
- Семантика (значение, идеи).
- Каковы необходимые условия для регистрации торговой марки
- Для регистрации товарного знака вам потребуются следующие документы.
Заявки на регистрацию
Для регистрации требуется:
- Обозначение вашей торговой марки.
- Описание свободной формы обозначения.
- Перечень товаров и услуг, для которых вы будете использовать торговую марку в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для целей регистрации торговых марок.
- Подтверждение согласия на обработку персональных данных.
- Вам необходимо будет представить эти документы в Роспатент. Вы можете сделать это несколькими способами.
Отправить заявление можно лично, по почте или в электронном виде:
- Лично. Посетите Роспатент лично в головном офисе компании по адресу: Москва, Бережковская набережная, дом 24, строение 12. Уведомление о регистрации товарного знака будет отправлено по обычной почте.
- В электронном виде через сайт ФИПС или Госуслуги. Заявление должно быть заверено квалифицированной электронной подписью.
- По почте.
Сколько стоит регистрация торговой марки?
Минимальный взнос за регистрацию составит 33 000 рублей:
- 3500 рублей — за регистрацию заявления и официальную экспертизу (рассмотрение документов, соответствующих перечню). Если заявка относится к более чем пяти классам Международной классификации товаров и услуг — взимается дополнительная плата.
- 11 500 рублей — за экспертизу по существу (проверка различительной способности и соответствия требованиям законодательства)
- 16 000 рублей — за регистрацию товарных знаков (в случае положительного решения Патентного ведомства)
- 2000 рублей — за свидетельство на товарный знак (только если вы его запросите).
Нужно регистрировать товарные знаки для каждого класса товаров и услуг.
Да, точно! Для полной защиты своего товарного знака рекомендуется зарегистрировать его для каждого класса товаров и услуг, которые