🤑Правильное оформление ценников в 2023 году

Оформление ценников Маркетинг

Покупатель любого магазина имеет право на получение достоверной информации о характеристиках и стоимости товара для принятия решения о покупке. Для этого и нужны ценники. Существуют определенные требования к их оформлению, которые должны соблюдать все продавцы. В статье разберем, как правильно оформлять ценники на товары в 2023 году.

Текущая правовая база

В России правила торговли (в том числе порядок выдачи ценников) регулируются следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2463 № «При утверждении правил реализации товаров по договору розничной купли-продажи, перечень товаров длительного пользования…» (далее — как Правила). Новые правила торговли вступили в силу 1 января 2021 года и действуют до 1 января 2027 года.
  2. Закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) № 2300-1 от 07.02.1992 г

За соблюдением закона строго следит Роспотребнадзор.

Кстати, основные положения старых правил (стандарты регулировались Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55) остались прежними, но часть требований четыре года назад была признана устаревшей. Все предыдущие изменения отражены и включены в новый документ.

Оформление ценников

Далее рассмотрим, какие обязательные и дополнительные требования к оформлению ценников в 2021 году. Для наглядности составим таблицу.

Требование Пояснения
Единообразие Если 10 ценников вы оформили на белой бумаге, 11-й на желтой бумаге оформлять нельзя
Четкость Покупатель должен легко понимать, какой товар сколько стоит, и иметь возможность разглядеть ценники на витрине
Наименование товара На ценнике должно быть указано название товара и его характеристики
Сорт товара Обязательно укажите, если он есть
Цена Поставьте цену за вес или за единицу товара.

Как видно из таблицы, указывать дату регистрации, печать организации, подпись ответственного лица по новым правилам на ценнике не нужно. Но их присутствие не будет ошибкой.

Дополнительная информация, которую магазин должен предоставить покупателю:

  • Производитель товара (страна, компания).
  • Использовать до.
  • Условия гарантии.
  • Характеристики продукта (например, данные о наличии ГМО, технические параметры).
  • Условия эксплуатации.
  • Лицензия на продукт (если есть) и другое.

Как выдавать эту информацию покупателю — на отдельном стенде, с помощью продавцов-консультантов или на ценнике — решает продавец. Основанием является Закон «О защите прав потребителей» (ЛОЗПП) № 2300-1.

Какие бывают ценники?

Новые правила не предусматривают конкретного типа носителя информации о ценнике и предлагают продавцу возможность выбора. Разрешены к использованию:

  • бумажные ценники;
  • электронное табло;
  • стенды.

Бумажные ценники бывают обычные, ламинированные и в виде товарных наклеек (самоклеящиеся). Информация о ценах может быть подготовлена ​​вручную (для этого распечатываются бланки ценников) или распечатана вместе с шаблоном. Существуют специальные программы для создания ценников.

Ламинированные ценники устойчивы к воздействию влаги, пыли и грязи. Их часто используют в сфере обслуживания: в кафе, столовых и так далее Наклейки обычно применяются для маркировки большого количества различных мелких предметов, например, книг или рулонов.

Электронное табло — очень удобная разновидность носителей информации. Использование планшетов, стеллажей и электронных носителей позволяет значительно быстрее обновлять цены. Перепечатка ценников на бумаге более трудоемка.

Главное — не забывайте основное правило: один тип носителя на все ценники.

Как оформить и разместить ценники?

Стандартный размер бумажного ценника — 72 х 42 миллиметра. Но допускаются и другие размеры в зависимости от изделия. Например, для бытовой техники допустим формат А4. Если группа товаров имеет одинаковую цену, она все равно указывается отдельно для каждого товара.

В период распродаж или акции допускается использование одного общего ценника для разных видов товаров. Условие: все акционные товары должны быть размещены в виде групповой выкладки, например в корзине, тележке, на отдельной полке.

ценники в пятерочке

Если на товар по дисконтной карте магазина предоставляется дополнительная скидка, на ценнике могут быть указаны две цены — основная и сниженная. Но самое главное следует напечатать более крупным шрифтом.

В магазине запрещено использовать более двух разноцветных ценников. Поэтому в период действия акции разрешены и обычные, и «желтые» ценники. На них распространяются общие требования ЗП — наличие полной и достоверной информации об условиях приобретения товара.

В разделе скидки можно поставить новую цену поверх старой. Ценник вычеркивать нельзя.

Для розничной торговли (продажа с поддонов, в поездах) установлены особые правила. Вместо отдельных ценников оформляется прайс-лист с прейскурантом, наименованием товара и обязательным наличием внизу подписи ответственного лица и печати продавца.

Ценники должны быть размещены так, чтобы покупатель мог легко понять, к какому товару они относятся. Стоит сказать, что в правилах четко не прописано, как оформлять ценники в магазине единым образом. Поэтому, если есть сомнения, лучше обратиться в Роспотребнадзор за разъяснениями.

Автоматизация создания ценников

Упростить создание ценников и сэкономить время на работу с ними позволяет автоматизация работы магазина с помощью программ инвентаризации. Благодаря таким приложениям можно создавать и печатать ценники по одному шаблону, без ручного заполнения и большими партиями.

К примеру, в программу инвентаризации Lightbox уже встроен товарный учет, поэтому для этого не нужно подключать отдельный сервис. В приложении есть несколько стандартных шаблонов размеров. А подсистема «Редактор ценников» позволяет создавать собственные уникальные шаблоны, сохранять и редактировать их.

Лайтбокс предоставляет пользователю много удобных возможностей:

  • Копирование стандартных шаблонов прайс-листов.
  • Удаление созданных шаблонов.
  • Создание новых и редактирование существующих шаблонов прайс-листов.
  • Создание рекламных ценников.
  • Распечатку любого шаблона прямо из программы.

Здесь же можно изменить размер ценника, выбрать размеры шрифта для названия, цены, отдельно для каждого товара, изменить расположение/наличие полей с названием/штрих-кодом/ценой и т. д.

Также программа инвентаризации Lightbox имеет ряд других полезных функций:

  • Управление запасами. Учет товаров, переездов, амортизации, контроль и анализ остатков, заказы поставщикам и т.д.
  • Автоматический расчет цены на единицу или группу товаров при постановке на баланс.
  • Более 50 аналитических отчетов: выручка, прибыль, счета продаж, неликвиды, остатки (на определенную дату, за определенный период, по поставщикам), себестоимость остатков магазина на дату и другие.
  • Маркетинговые инструменты. Программы лояльности, скидки, акции и многое другое.
  • Полный рабочий цикл с ЕГАИС, маркировкой и ФГИС Меркурий.

Особенности оформления ценников на отдельные виды товаров

Существует ряд товарных категорий, к ценникам которых предъявляются особые требования. перечислим только некоторые из них:

  • Продукты питания. На ценниках рекомендуется указывать: для расфасованных товаров по весу — наименование, вес (вес нетто), цена за килограмм или 100 грамм, цена за партию, дата упаковки и срок годности; для товаров, реализуемых в розлив — наименование, цена за единицу тары.
  • Техника. К ценнику добавляется марка, модель, артикул и технические характеристики.
  • Мебель. Кроме наименования предмета мебели укажите его назначение, материал, сроки поставки.
  • Ювелирные украшения должны иметь запечатанные этикетки с указанием: наименования, производителя, артикула, наименования драгоценного металла и его пробы, общей массы изделия, наименования, массы и свойств вставок из драгоценных камней. Если вставка из искусственного камня, пишут, что камень не драгоценный. Цена продукта указана в сумме и за грамм без вкладыша.
  • Комиссионные товары Ценник фиксирует состояние (новый или б/у) и дефекты товара, срок годности или срок службы, технические характеристики (для оборудования).

ценник в комиссионном магазине

Товары, подлежащие обязательной маркировке:

  • Молочные продукты. Молочные продукты с заменителем молочного жира и без него должны быть разделены визуально. Поэтому на полезное «молоко» выдаются цветные ценники с надписью «Продукт без заменителя молочного жира».
  • Ткань. Для изделий данной категории ценники сопровождаются специальными товарными этикетками, на которых должны быть указаны артикул, состав, цена за единицу изделия, размер, при необходимости — высота, для меховых изделий — вид и цвет меха. Если этих данных нет на этикетке, это отражается на ценнике.
  • Лекарства. Оформление ценников в аптеке дополнительно регламентируется приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 № 647н. Согласно ему, посетитель аптеки, помимо наименования лекарственного средства, должен иметь возможность посмотреть дозировку, количество доз в упаковке, страну производителя, срок годности (если есть) на ценнике).

Ошибки при оформлении ценников

Распространенные ошибки в прайс-листе и связанные с ними административные штрафы:

  • Ценник содержит ложную информацию о продукте или функции продукта. Например, на мясном фарше указана более поздняя дата производства, чтобы выдать его за свежий, или неправильно указаны материал, качество или другие параметры товара. Эти случайные или преднамеренные ошибки нарушают Закон о защите прав потребителей и караются обманом клиента по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. Штраф для индивидуальных предпринимателей (ИП) составляет от 12 000 до 20 000 рублей, для организаций — от 100 000 до 500 000 рублей.
  • Цена в кассе была выше ценника. Обычно продавцы объясняют это тем, что не успели поменять ценник, например, после окончания акции. Наказание такое же, как за обман покупателя. Штраф для индивидуальных предпринимателей составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для организаций — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ).
  • Товар представлен без ценника. Это нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре. Штраф для индивидуальных предпринимателей составляет от 500 до 1 000 рублей, для организаций — от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Нарушение иных требований к ценникам (правил продажи):

  • Неверное ценообразование. Например, некоторые из ценников напечатаны, некоторые написаны от руки, или после цены нет слова «рубли».
  • Непонятный или нечеткий ценник (например, название товара сокращено так, что текст может быть неправильно понят).
  • На ценнике используется мелкий шрифт или сам ценник размещен таким образом, что покупатель вообще почти не видит написанного.

Штраф для индивидуальных предпринимателей за указанные выше нарушения составляет от 1 000 до 3 000 рублей, для организаций — от 10 000 до 30 000 рублей (статья 14.15 КоАП РФ).

Обратите внимание, что предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение прав потребителей. Например, в ценнике изменены характеристики неопределенного товара. Это карается по ст. 238 УК РФ: от штрафа в размере 300 000 рублей до двух лет лишения свободы.

Как использовать ценники для увеличения продаж?

Ценники не только предоставляют информацию о товаре, но и продают его. Как, не нарушая правил оформления ценников, повысить эффективность продаж? Для этого предлагаем вам несколько хитростей:

  • Сделайте описание продукта более эмоциональным и мотивирующим, добавив больше фраз. Особенно это относится к еде. Например, продавайте не просто курицу или говядину за 150 рублей, а сочную курицу или нежную говядину. Не просто хлеб, а хрустящий хлеб.
  • Примеры других категорий товаров: шарф из новой коллекции, мягкий шерстяной свитер, скоростная видеокамера, экономичная стиральная машина и т. д.
  • Рядом с ценниками товара разместите брошюры с надписями: скидка, новинка, цена недели, акция.
  • Выбирайте оптимальный размер ценников, чтобы покупатели не всматривались в написанное.Оформление ценников

Дизайн этикетки и ценника играет важную роль в продажах. Это можно использовать, но главное — соблюдать меру, иначе можно переборщить и оттолкнуть клиента.

Согласно 54-ФЗ продажа товаров осуществляется с использованием контрольно-кассовой техники. Только некоторые предприниматели освобождены от онлайн-наличных.

Оцените статью