По данным Единого реестра МСП микропредприятия в России составляют большую долю малых и средних предприятий. К середине 2021 года их число превысило 5,5 миллиона. К ним относятся небольшие точки продажи кофе на вынос, пункты заказов, небольшие онлайн-сервисы и многие другие виды бизнеса. В этой статье мы собрали идеи, которые останутся востребованными в 2023 году и не потребуют больших вложений.
Доставка еды на дом
Инвестиции 70 000 руб.
Открыть и протестировать такую бизнес-идею можно всего за несколько тысяч рублей — для этого не нужно снимать помещение или создавать полноценное кафе, можно создать так называемую темную кухню, когда еду доставляют только курьеры, без пикапа. Начнем с того, что нельзя нанимать сотрудников: принимать заказы на следующий день, готовить вечером, а утром доставлять клиентам. Когда клиентов будет достаточно, такую самозанятость можно постепенно превратить в бизнес, наняв поваров и курьеров.
Индустрия доставки на дом в России с марта 2021 г по март 2022 г выросла на 40%. Резкий рост интереса демонстрирует и сфера доставки готовой еды – в первом квартале 2022 г на нее пришлось 20% всех расходов россиян на общепите с доставкой, при этом каждый третий заказ потребляется в офисе или дома.
В связи с растущей тенденцией к дистанционному потреблению и растущим интересом к теме здоровья органические готовые блюда могут стать отличным вариантом для вашей компании. Проще всего начать с самозанятости, это самый доступный способ работы в легальном поле. Отчетность, бухгалтерия и страховые взносы не нужны.
На старте вам необходимо:
- Купить продукты и упаковку — это 20 000-30 000 рублей
- Создание практичного сайта на конструкторе, например на Тильде или Wix, стоит в этом году 10 000–15 000 рублей. Вы можете начать без сайта, просто создайте страницы в социальных сетях
- Установить платежную систему для онлайн-платежей, но с каждого платежа будет небольшая комиссия
Расходы на рекламу еще будут: на первое время около 20 000-30 000 рублей в месяц. Важно придумать уникальное предложение, ведь вам придется конкурировать с крупными компаниями.
Ивент агентство
Начальные инвестиции: с нуля.
По мнению экспертов, в 2023 году ивент-индустрия будет адаптироваться к мерам безопасности, которые могут динамично меняться. Самым большим преимуществом любого организатора будет гибкость в подготовке и реализации проектов, работе с заказчиками.
Пример: Мария Якиминская из Нижнего Новгорода занимается организацией практически всех мероприятий, но основной ее доход приходится на свадьбы и корпоративы. Это сложные задачи, вы должны быть готовы к постоянным неожиданностям. В большинстве случаев агентство делает все — от поиска страницы и стилиста до выбора платья для невесты. Чеки бывают разные, например, чтобы организовать свадьбу на 25 человек, агентство берет 339 000 рублей. Это сезонный бизнес, сначала агентство зарабатывает столько на бизнес-бронировании в декабре, что его хватает на январь, февраль и март. После этого начинается свадебный сезон. В агентстве два постоянных сотрудника и офис, одновременно Мария проводит 25 свадеб и 5 корпоративов. А начиналось все с холодных звонков и без вложений — Мария сама искала клиентов и звонила на новый номер не менее 50 раз в день. Несколько бизнес-клиентов были найдены всего после 2000 звонков.
Интернет-агентство
Начальные инвестиции: с нуля.
Пандемия подтолкнула малый и средний бизнес к переходу в онлайн — теперь у каждой компании есть хотя бы одна страница в социальной сети. По данным Data Insight, в 2019 году онлайн-покупки составляли 6% от общей структуры продаж, в 2020 году доля увеличилась до 9%. Бизнесменам, выходящим в интернет, нужны клиенты из интернета. А также на этом можно организовать свой бизнес.
Такой бизнес открыл врач Виталий из Барнаула. Вместе с партнером организовал агентство интернет-продвижения. Первого клиента я нашел без вложений — просто пришел в одну из строительных компаний Барнаула и предложил им услугу. Я создал сайт, запустил рекламу, привлек покупателей и взял за это деньги. Преимущество такого бизнеса в том, что вам не нужен офис и оборотные средства. Сначала агентство работало из дома. Клиентов искали посредством холодных звонков и в предпринимательской среде. Со временем агентство разрослось до 30 человек, сегодня есть офисы в Барнауле и Брянске, а клиенты приезжают со всей России.
Продажа старых книг
Первоначальные вложения: 60 000 руб.
Несмотря на постоянные разговоры о смерти книг, россияне постоянно признаются в любви к чтению. По данным опроса ВЦИОМ, каждый третий участник исследования читает художественную литературу, а 30% наших граждан пользуются профессиональной и научной литературой.
Вы можете зарабатывать деньги, читая. Однажды Татьяна из Вологды решила продать свою коллекцию старинных книг. Она объединилась с родственницей и открыла небольшой магазин в жилом районе. Я вложил 60 000 рублей — это аренда на три месяца, покупка необходимой мебели и кассового аппарата. Инвестиции окупились в течение года из-за небольшого потока людей. Но потом предприниматель переехал в центр города, и бизнес стал приносить больше денег. Всего магазин продает примерно от 500 до 700 книг в месяц.
Общественная организация
Социальным предприятием обычно называют компании, которые нацелены не только на зарабатывание денег, но и на решение какой-то важной социальной проблемы. Например, они создают рабочие места или производят товары для людей с ограниченными возможностями.
Дарья из Москвы выпускает специализированные пособия для детей с особыми потребностями. Все началось с просьбы известного педагога, для которого Дарья разработала карточки с различными рисунками. Они помогали неговорящим детям выражать свои пожелания и просьбы. Дарья поняла, что это подходящая ниша для бизнеса. Ее муж сделал эти карточки за одну ночь, и на следующий день семья открыла продажи. В закупку материалов вложили 20 000 руб. Бизнес принес результаты за шесть месяцев, а за четыре года компания продала более 250 000 пособий.
Ателье и пошив
Первоначальные вложения: 80 000 руб.
По мнению аналитиков BusinesStat (отчет «Анализ рынка пошива и пошива одежды в России в 2021-2022 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2023-2024 гг.») станет периодом улучшения количества швейных и пошивочные ателье, хотя на процесс будут влиять ограничения спроса в связи со стагнацией доходов населения. Так как люди экономят, в том числе и на пошиве новой одежды, основной услугой является ремонт уже имеющихся вещей.
В настоящее время услуги швей на дому пользуются спросом. Для продвижения они публикуют фотографии своих работ и обзоры в социальных сетях, участвуют в выставках и фестивалях, размещают рекламу в журналах и т.д.
Наталья из Нижнего Новгорода всю жизнь хотела шить одежду: окончила техникум по специальности модельер-конструктор швейных изделий, потом работала продавцом в магазине тканей и администратором в ателье, была дизайнером новых моделей . В конце концов, она решила уйти с работы и открыть собственную студию. На открытие я потратил 80 000 рублей. Сначала было сложно — несколько дней работал, чтобы выполнить все заказы. Потом по рекомендации нанимала швей, давала крупные заказы профессиональным надомникам. Бизнес стал развиваться, ателье не только ремонтирует одежду, но и шьет собственные коллекции, работает с мехом и кожей, шьет свадебные платья и фирменную одежду.
Школа оратора
Начальные инвестиции: с нуля.
Мировой рынок онлайн-образования достиг 227 миллиардов долларов в 2020 году. Дети и подростки учатся, растет спрос на услуги образования для взрослых. И речь идет не только о смене профессии — люди пытаются повысить квалификацию смежными навыками или просто ищут новое хобби. Образование сейчас является перспективной сферой, не требующей больших вложений.
Ирина, выпускница Владимирского техникума культуры и искусства, не смогла найти работу в местном театре и поэтому стала давать уроки ораторского искусства сначала студентам профильных вузов, а затем и всем желающим. Заказчиков было много, Ирина пошла работать в тренинговую компанию, на ее базе появилась школа спикеров. Позже, когда она открыла фестиваль ораторского искусства «Владимир Златоуст» — это приносит деньги и привлекает новых учеников.
Домашние десерты
Первоначальные вложения: 16 000 руб.
В 2020 году число сторонников здорового образа жизни в России сократилось на четверть, согласно исследованию ФинЭкспертизы. При этом антибольных тоже стало на треть меньше. Это значит, что россияне стремятся к золотой середине – жить без категорических ограничений, но при этом заботиться о себе и своем здоровье. Некоторые в рамках такого подхода отдают предпочтение диетической выпечке с минимальным количеством калорий. Есть компании, которые поддерживают эту тенденцию.
Документовед из Ижевска Наталья научилась печь вкусные и полезные для тела десерты с помощью видеоуроков. Пройдя онлайн-курс за 6000 рублей, открыла бизнес с мужем. Впервые на выпечку и диетические продукты потратили 10 000 рублей, и решили печь на собственной кухне, не снимая помещения. Килограмм готового торта стоит от 1000 рублей. В течение года кондитер изготавливает более сотни таких тортов, а также рулетов, сырников, капкейков.
Бюро переводов
Первоначальные вложения: 100 000 руб.
Можно заниматься этим делом и без знания языка — например, воспользоваться посреднической договоренностью, когда агентство ищет заказы и за процент передает их профессиональному переводчику. Но проще начать, если вы сначала планируете работать в одиночку.
Елена из Новосибирска окончила университет по специальности лингвист-переводчик и одно время параллельно с учебой работала по профессии. А потом открыла агентство, нашла артистов и стала сотрудничать с крупными компаниями, особенно с международными PR-агентствами. Чтобы найти клиентов, я каждый день просматривала объявления о найме штатных переводчиков, звонила и предлагала сотрудничество на аутсорсе. Сначала Елена встречала клиентов в кафе и работала из дома, но через год сняла небольшой офис.
Пешие прогулки и другие туристические мероприятия
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, объем рынка внутреннего туризма после пандемии может варьироваться от 1 трлн до 1,5 трлн рублей. Только в 2020 году российские туристы, путешествующие внутри страны, потратили 790,5 млрд рублей.
Для удовлетворения спроса на внутренний туризм важно развитие малого бизнеса, организующего отдых и экскурсии.
Александр и Анастасия проводят арт-туры в Самаре. Они разработали десятки разных форматов и маршрутов — от заводов и медицинской лаборатории до биеннале по самарским дворикам и уличным спектаклям. Бизнес не только зарабатывает на туристах, но и выигрывает субсидии. Например, по итогам участия в программе «Ты — предприниматель» и в форуме iVolga бизнесмены получили 200 000 и 150 000 рублей. Андросовы расширили формат экскурсий — клиентам не только рассказывают о достопримечательностях, но и предлагают поучаствовать в уличной игре или фотосессии.
Удивительный успех за короткое время! Круто!
Спасибо большое! Мы очень рады, что наш труд оказался таким успешным за такой короткий период времени.